"Авсень-Коляда" Календарно-обрядовый фольклор

"Авсень-Коляда" Календарно-обрядовый фольклор

Муромцевский район
Аудио

Представленные календарно-обрядовые песни являются результатом экспедиционной работы 1992, 1995 годов и в период с 1998 по 2006 год. Сам календарный обряд из жизни крестьянина ушел давно, песни же, его сопровождавшие, помнили лишь те, кто в обряде принимал непосредственное участие. Дальнейшая «пассивная» жизнь этих песен продолжается до тех пор, пока живы их носители, и прерывается с их уходом. При отсутствии обряда в активном бытовании, изустной передачи соответствующих песен и попевок новому поколению не происходит.

В зимний цикл «Антологии» входят рождественские «славления» Христа – «христославы», на которые славильщики собирались заранее, готовили Вифлеемскую звезду и затем обходили дома небольшими группами, распевая соответствующие тексты и получая за это вознаграждение. Новогодние ритуальные «посевания» овсом с благопожеланиями, колядки и щедровки в Сибири представляют русско-украинско-белорусскую (восточнославянскую) обрядовую традицию и были распространены повсеместно, устойчиво сохраняясь в живой традиции вплоть до середины XX века, они легко вспоминались пожилыми исполнителями. Повсеместно были распространены рождественские и крещенские гадания: гадали на воск, на поленья, на петуха с курицей, кидали за калитку валенок «на жениха», и многие другие гадания, описание которых можно найти в соответствующей литературе. В «Антологии» представлены «подблюдные гадания-илейки» с напевами: девушки клали в блюдо свои колечки или серьги, накрывали платком и пели, призывая Илью Пророка помочь в гадании. На Пасху русские начинали водить первые хороводы, по-сибирски круги, у белорусов же было принято исполнять пасхальные «волочебные» припевания, выполнявшие функцию весенних колядок. В обряд «волочения» было вовлечено в большей степени мужское сельское население. На Троицу – «зеленые святки» – повсеместно заводили круги, начиная их проходом с пением по селу и собирая молодежь. Круги могли водиться как в центре села, так и на красивом просторном месте за околицей либо на лугу возле леса. Девушки гадали на венках, бросая их в воду: утонет венок – быть беде, поплывет – к счастью, сойдутся два венка – к замужеству. По рассказам женщин, предсказания нередко сбывались, и гадать было «интересно, но боязно». Завершались зеленые святки шествием с песнями к реке, где топили украшенную лентами березу. Во многих местах троицкие празднования сопровождались семейными походами в луга с жарением на большой сковороде яиц. В годы первых моих экспедиций запись троицких круговых и проходных песен была обычным делом. В «Антологию» вошли наиболее удачные примеры, которые не сведены в отдельный раздел, а распределены по дискам.

Подборка песен села Моховой Привал Муромцевского района, расположенного на севере Омской области, представляет собой фрагмент свадебного обряда – трансформированной локальной традиции курских переселенцев. Песни записаны в 1992 г. от местных уроженок, они показывают эпизоды свадебной церемонии до и после венца, расплетание косы при участии жениха, песни застолья – гульбы. Интерес представляют два песенных сюжета, связанные с ритуальными действиями свадебного дружки: выкупом косы невесты и выкупом постели молодых, объединенные политекстовым напевом. Комнату молодым готовили так называемые постельничьи свахи, затем молодоженов приводил дружка в сопровождении девушек-игриц, исполнявших специальные песни, помогающие раскрепощению семейной пары. Эти песни, к сожалению, уже не сохранились. Затем вся «группа сопровождения» удалялась, оставляя молодых наедине. Характерно, что песни свадебного обряда держались в активном бытовании в Моховом Привале еще и в советское время, когда процедура оформления брака в ЗАГСе заменила церемонию венчания в церкви.

Содержание диска:

Рождественско-новогодние ритуально-поздравительные песни
1. Христос-Спаситель
2. Рождество Христово
3. Маленький мальчик сел на стаканчик
4. Маленький хлопчик заскочил на снопчик
5. Меланка ходила
6. Славите-славите
7. Рождество Твое, Христе-боже наш
8. А щодер-бодер
9. Цыганка Анна
10. Подблюдные песни («илеи»)
11. Сею-сею-посеваю
12. Сею-сею-посеваю
13. Сею-вею-посеваю
14. А в поли-поли сам Господь ходыв
15. А в поле-поле сам плужок ходил
16. Васильева мать
17. Ходя Илья на Василя
18. Разыгралось синя-море
19. Авсень-Коляда
20. Колида
21. Коляд-Коляд-Колядниця
22. Коляд-Коляд-Колядын
23. Щедровачка щедровала
24. Щедрик-ведрик
25. Что под яворком

Весенне-летние песни
26. Летит сова
27. Чувиль-чувиль, красна-весна
28. И волочёбные, да люди добрые
29. Волочёбные – люди добрые
30. Ой, шли-шли волочебнички
31. Волочёбнички волочилися
32. Пасла девка коней табун
33. Христос воскресе из мертвых
34. Кострома моя, костромушка
35. Зайди, солнце
36. Собирайтеся, да вы, ребятушки
37. По лугу-лугу
38. Селезенюшка по реченьке
39. Как пойду я, молодая
40. Вдоль-то по бережку

Купальские песни
41. Сядни Купала
42. Сегодни Купайло
43. Сегодни Купала
44. Купаленка-Купаленка
45. Пущу коней в огород
46. Й-а ны Ивана
47. В темном лесе громанина
48. Купала, Купала
49. А рутанька-мятанька
50. Перед Петром пятым днем

Жнивные и покосные песни
51. Ой, пора, мати, жито жати
52. Роща моя, роща
53. А я в поле жито жала
54. А я в поле жито жала
55. А я молода с пригону шла
56. Через садок зялененький

Свадебные песни села Моховой Привал
57. Пойди, выйди, Катеринушка
58. Повозник кудрявый
59. Пойду, молода, по воду
60. Не трубушки трубят
61. Куры рябые, да конопатые
62. Дружко-богатина (выкуп косы)
62.1. Дружко-богатина, выкуп постели (текст, мотив 62)
63. Вот и шёлковая-полушёлковая


Рождественско-новогодние ритуально-поздравительные песни

  1. Христос-Спаситель (текст)
  2. Рождество Христово (текст)
  3. Маленький мальчик сел на стаканчик (текст)
  4. Маленький хлопчик заскочил на снопчик (текст)
  5. Меланка ходила (текст)
  6. Славите-славите (текст)
  7. Рождество Твое, Христе-боже наш (текст)
  8. А щодер-бодер (текст)
  9. Цыганка Анна (текст)
  10. Подблюдные песни («илеи») (текст)
  11. Сею-сею-посеваю (текст)
  12. Сею-сею-посеваю (текст)
  13. Сею-вею-посеваю (текст)
  14. А в поли-поли сам Господь ходыв (текст)
  15. А в поле-поле сам плужок ходил (текст)
  16. Васильева мать (текст)
  17. Ходя Илья на Василя (текст)
  18. Разыгралось синя-море (текст)
  19. Авсень-Коляда (текст)
  20. Колида (текст)
  21. Коляд-Коляд-Колядниця (текст)
  22. Коляд-Коляд-Колядын (текст)
  23. Щедровачка щедровала (текст)
  24. Щедрик-ведрик (текст)
  25. Что под яворком (текст)
 

Весенне-летние песни

  26. Летит сова (текст)
  27. Чувиль-чувиль, красна-весна (текст)
  28. И волочёбные, да люди добрые (текст)
  29. Волочёбные – люди добрые (текст)
  30. Ой, шли-шли волочебнички (текст)
  31. Волочёбнички волочилися (текст)
  32. Пасла девка коней табун (текст)
  33. Христос воскресе из мертвых (текст)
  34. Кострома моя, костромушка (текст)
  35. Зайди, солнце (текст)
  36. Собирайтеся, да вы, ребятушки (текст)
  37. По лугу-лугу (текст)
  38. Селезенюшка по реченьке (текст)
  39. Как пойду я, молодая (текст)
  40. Вдоль-то по бережку (текст)
 
Купальские песни

  41. Сядни Купала (текст)
  42. Сегодни Купайло (текст)
  43. Сегодни Купала (текст)
  44. Купаленка-Купаленка (текст)
  45. Пущу коней в огород (текст)
  46. Й-а ны Ивана (текст)
  47. В темном лесе громанина (текст)
  48. Купала, Купала (текст)
  49. А рутанька-мятанька (текст)
  50. Перед Петром пятым днем (текст)
 
Жнивные и покосные песни

  51. Ой, пора, мати, жито жати (текст)
  52. Роща моя, роща (текст)
  53. А я в поле жито жала (текст)
  54. А я в поле жито жала (текст)
  55. А я молода с пригону шла (текст)
  56. Через садок зялененький (текст)
 
Свадебные песни села Моховой Привал

  57. Пойди, выйди, Катеринушка (текст)
  58. Повозник кудрявый (текст)
  59. Пойду, молода, по воду (текст)
  60. Не трубушки трубят (текст)
  61. Куры рябые, да конопатые (текст)
  62. Дружко-богатина, выкуп косы (текст)
  63. Вот и шёлковая-полушёлковая (текст)